Дополнительное образование:AUTODESK — различия между версиями
Материал из Кафедра Автоматики и телемеханики
(не показано 7 промежуточных версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Учебные курсы разработки инженерных систем здания на базе САПР Autodesk Building Systems 2007''' | '''Учебные курсы разработки инженерных систем здания на базе САПР Autodesk Building Systems 2007''' | ||
− | Autodesk Building Systems 2007 – интегрированный с Autodesk Architectural Desktop 2007 (включает полные пакеты Architectural Desktop и AutoCAD 2007) программный продукт, предназначенный для проектирования внутренних инженерных коммуникаций: отопления и теплоэнергетики, вентиляции и кондиционирования, водоснабжения и канализации, электрики. | + | |
+ | Autodesk Building Systems 2007 – интегрированный с Autodesk Architectural Desktop 2007 (включает полные пакеты Architectural Desktop и AutoCAD 2007) программный продукт, предназначенный для проектирования внутренних инженерных коммуникаций: | ||
+ | |||
+ | *отопления и теплоэнергетики, | ||
+ | *вентиляции и кондиционирования, | ||
+ | *водоснабжения и канализации, | ||
+ | *электрики. | ||
+ | |||
Сфера применения – промышленное и гражданское строительство, малые объекты теплоэнергетики (тепловые пункты, котельные). | Сфера применения – промышленное и гражданское строительство, малые объекты теплоэнергетики (тепловые пункты, котельные). | ||
+ | |||
Интерактивное обнаружение коллизий (пересечений между инженерными коммуникациями, а также между строительными конструкциями) позволяет создать наиболее точную модель здания и минимизировать дорогостоящие ошибки на этапе строительства. | Интерактивное обнаружение коллизий (пересечений между инженерными коммуникациями, а также между строительными конструкциями) позволяет создать наиболее точную модель здания и минимизировать дорогостоящие ошибки на этапе строительства. | ||
+ | |||
Многовидовая система отображения инженерных сетей обеспечивает автоматический переход от объемной модели к изометрической схеме и двумерным чертежам, а также управляет степенью детализации отображения инженерных коммуникаций, благодаря чему пользователь может получить необходимый комплект рабочей документации непосредственно с трехмерной модели. | Многовидовая система отображения инженерных сетей обеспечивает автоматический переход от объемной модели к изометрической схеме и двумерным чертежам, а также управляет степенью детализации отображения инженерных коммуникаций, благодаря чему пользователь может получить необходимый комплект рабочей документации непосредственно с трехмерной модели. | ||
+ | |||
Специализированная функция программного комплекса позволяет автоматически обнаружить некорректные подключения коммуникаций, а также указать на не подключенные к объектам патрубки и трассы. | Специализированная функция программного комплекса позволяет автоматически обнаружить некорректные подключения коммуникаций, а также указать на не подключенные к объектам патрубки и трассы. | ||
+ | |||
По всем элементам инженерных коммуникаций можно в любой момент получить спецификацию оборудования, шаблон которой определяет пользователь. Сам курс является практическим, что дает возможность слушателям сразу же приступить к работе, используя новые навыки. | По всем элементам инженерных коммуникаций можно в любой момент получить спецификацию оборудования, шаблон которой определяет пользователь. Сам курс является практическим, что дает возможность слушателям сразу же приступить к работе, используя новые навыки. | ||
− | |||
− | |||
− | + | '''Цель курсов''': | |
+ | |||
+ | *Научиться создавать различные виды инженерных систем, автоматически распознавать типы инженерных коммуникаций и контролировать корректность подключений к заданным системам. | ||
+ | *Приобретение знаний по созданию информационной среды проектной организации на базе AutoCAD, получение практических навыков в работе с AutoCAD. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Задачи обучения:''' приобретение знаний, умений и навыков, достаточных для решения задач создания, эксплуатации и развития единой информационной среды проектирования на базе AutoCAD. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | '''В результате реализации программы обучаемые должны:''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''иметь представление о:''' | ||
+ | |||
+ | *технологии организации единой информационной среды на базе AutoCAD; | ||
+ | *архитектуре системы управления качеством проектных данных в электронном виде; | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''знать:''' | ||
+ | |||
+ | *структуру единой информационной среды на базе AutoCAD; | ||
+ | *инструменты AutoCAD, применяемые для построения этой среды; | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''уметь:''' | ||
+ | |||
+ | *использовать инструменты AutoCAD как в самостоятельной, так и в коллективной работе над проектами; | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | Программа реализуется на базе кафедры «Автоматика и телемеханика» Пермского государственного технического университета. | ||
+ | |||
+ | Общая трудоемкость программы – 72 часа, которые включают в себя виды занятий: лекции, практические занятия, самостоятельную подготовку, текущий и итоговый контроль знаний (зачет). | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''1. Содержание дисциплины''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Лекции – 27 часов, практические занятия – 43 часа. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Раздел 1. Инструменты черчения.''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Тема 1.1. Пользовательский интерфейс.''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Лекции – 1 час, практические занятия – 1 час. | ||
+ | |||
+ | *Навигация по чертежу. | ||
+ | *Области экрана. | ||
+ | *Способы ввода команд. | ||
+ | *Панели инструментов. Палитры (обзорно). | ||
+ | *Работа с контекстным меню. Центр управления (обзорно). | ||
+ | *Окно свойств. Строка состояния. Горячие кнопки. Команды зумирования и панорамирования. | ||
+ | *Понятие рабочего пространства. Организация меню (обзорно). | ||
+ | *Работа с мышкой: настройка правой кнопки, использование колесика. | ||
+ | *Командная строка (опции, выбор по умолчанию, прерывание команды). | ||
+ | *Повторное использование предыдущих команд. | ||
+ | *Механизм установки значений переменных. | ||
+ | *Понятие о профиле. Ввод последнего набранного слова. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Тема 1.2. Управление точностью.''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Лекции – 1 час, практические занятия – 1 час. | ||
+ | |||
+ | *Установка единиц измерения, точность отображения цифр. | ||
+ | *Шаг курсора. Сетка, границы сетки, лимиты чертежа. | ||
+ | *Способы ввода координат: с клавиатуры, мышкой, смешанный. Абсолютные и относительные декартовы и полярные координаты. *Динамический ввод. | ||
+ | *Режим «OРTO». Режим полярного отслеживания, инкрементные и дополнительные углы, режим относительного угла. | ||
+ | *Объектные привязки, постоянные и динамические. | ||
+ | *Координатные фильтры. | ||
+ | *Режим объектного отслеживания. | ||
+ | *Команды измерения дистанции, координат, площади, объема. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Тема 1.3. Работа с системой координат.''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Лекции – 1 час, практические занятия – 1 час. | ||
+ | |||
+ | *Перемещение, вращение, установка мировой системы координат. | ||
+ | *Сохранение и восстановление системы координат. | ||
+ | *Изменение вида в зависимости от системы координат. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Тема 1.4. Создание графических примитивов на плоскости.''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Лекции – 1 час, практические занятия – 2 часа. | ||
+ | |||
+ | *Объект Точка, настройка стилей точек, команды поделить и разметить. | ||
+ | *Луч, вспомогательная прямая, построение отступов, биссектрис. | ||
+ | *Линия. Полилиния, задание толщины, замыкание полилинии. | ||
+ | *Многоугольник: вписанный, описанный, построение по стороне. | ||
+ | *Прямоугольник. | ||
+ | *Дуга, виды дуг. Окружность, способы построения окружностей. | ||
+ | *Эллипс, сегмент эллипса, построение проекции окружности. | ||
+ | *Сплайн. | ||
+ | *Регенерация изображения. | ||
+ | *Просмотр свойств объектов, панель свойств и измерение расстояний. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Тема 1.5. Способы выбора объектов.''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Лекции – 1 час, практические занятия – 1 час. | ||
+ | |||
+ | *Установка режима выбора (назначение shift). | ||
+ | *Циклический выбор. | ||
+ | *Выбор окном, секущей рамкой. | ||
+ | *Выбор произвольной фигурой. | ||
+ | *Выбор всех объектов. | ||
+ | *Выбор последних объектов. | ||
+ | *Выбор с использованием fence. | ||
+ | *Выбор инструментом Быстрый выбор. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Тема 1.6. Редактирование объектов.''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Лекции – 1 час, практические занятия – 2 часа. | ||
+ | |||
+ | *Стереть. | ||
+ | *Копирование, множественное копирование, копирование из базовой точки. | ||
+ | *Перемещение, перемещение по центру, в начало координат, на 30 мм вправо. | ||
+ | *Зеркальное отображение, установка переменной MIRRTEXT. | ||
+ | *Подобие. | ||
+ | *Массив, виды массива: круговой, прямоугольный. | ||
+ | *Поворот, параметр относительно. | ||
+ | *Изменение масштаба. | ||
+ | *Растянуть, упражнение по выделению секущим полигоном. | ||
+ | *Удлинить, обрезать, упражнение по выделению рамкой, переключение режима через shift, удлинение (обрезка) до продолжения. | ||
+ | *Разорвать, установка первой точки. | ||
+ | *Сопряжение, фаска. | ||
+ | *Разбить. | ||
+ | *Объединить. | ||
+ | *Редактирование полилинии – объединение из нескольких составных частей. | ||
+ | *Редактирование полилинии (объединение), сплайна. | ||
+ | *Редактирование при помощи ручек. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Тема 1.7. Штриховка.''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Лекции – 1 час, практические занятия – 1 час. | ||
+ | |||
+ | *Типы штриховок. | ||
+ | *Ассоциативность, полная заливка, штрихование незамкнутых объектов. | ||
+ | *Работа с островками, задание объектов границы и точки определения внутренней области. | ||
+ | *Редактирование штриховки. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Тема 1.8. Текстовые объекты.''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Лекции – 1 час, практические занятия – 2 часа. | ||
+ | |||
+ | *Однострочный и многострочный текст. | ||
+ | *Выравнивание текста. | ||
+ | *Команды масштабирования текста. | ||
+ | *Поиск текста. | ||
+ | *Мультивыноски, использование разрыва. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Тема 1.9. Таблицы.''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Лекции – 1 час, практические занятия – 2 часа. | ||
+ | |||
+ | *Вставка таблицы в чертеж. | ||
+ | *Навигация по таблице, ввод текста. | ||
+ | *Редактирование таблицы. | ||
+ | *Вставка формул. | ||
+ | *Связь с данными, импорт/экспорт (обзорно). | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Тема 1.10. Блоки.''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Лекции – 1 час, практические занятия – 2 часа. | ||
+ | |||
+ | *Назначение. | ||
+ | *Создание блока. | ||
+ | *Вставка блока с различными коэффициентами масштабирования. | ||
+ | *Редактирование блока, редактирование блока «по месту». | ||
+ | *Атрибуты блоков (обзорно). | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Тема 1.11. Размеры.''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Лекции – 1 час, практические занятия – 2 часа. | ||
+ | |||
+ | *Виды размеров. | ||
+ | *Создание и редактирование размеров. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Тема 1.12. Расширенные инструменты создания базовой геометрии.''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Лекции – 1 час, практические занятия – 1 час. | ||
+ | |||
+ | *Мультилиния. | ||
+ | *Облако пометок. | ||
+ | *Объект-маска. | ||
+ | *Контур. | ||
+ | *Область. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Раздел 2. Управление объектами и данными.''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Тема 2.1. Слои.''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Лекции – 1 час, практические занятия – 2 часа. | ||
+ | |||
+ | *Понятие слоя. | ||
+ | *Создание и редактирование слоев. | ||
+ | *Переключение слоев, выключение, установка на замок, замораживание. | ||
+ | *Цвета, типы линий и вес: установка по слою и конкретного значения. | ||
+ | *Изменение слоя и цвета объекта (объектов). | ||
+ | *Сохранение состояния слоев, восстановление. | ||
+ | *Отличие выключенного слоя от замороженного. | ||
+ | *Дополнительные команды работы со слоями (установить слой по объекту, выключить слой и т.п.). | ||
+ | *Поиск слоя по названию, сортировка слоев, отображение статуса используемых слоев. | ||
+ | *Использование фильтров по свойствам и групповых. | ||
+ | *Управления конфигурациями слоев. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Тема 2.2. Стили.''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Лекции – 1 час, практические занятия – 2 часа. | ||
+ | |||
+ | *Понятие стиля. | ||
+ | *Текстовые стили. | ||
+ | *Размерные стили, переопределение в размерном стиле. | ||
+ | *Табличные стили. | ||
+ | *Стили мультивыносок. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Тема 2.3. Манипулирование объектами и данными. Расширенные инструменты редактирования.''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Лекции – 1 час, практические занятия – 1 час. | ||
+ | |||
+ | *Отбор объектов чертежа по критериям. | ||
+ | *Очистка чертежа от неиспользуемых объектов. | ||
+ | *Работа с точками. | ||
+ | *Деление и разметка объектов. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Тема 2.4. Вывод чертежа на печать и в файл.''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Лекции – 1 час, практические занятия – 1 час. | ||
+ | |||
+ | *Настройка формата листа, назначение листу принтера. | ||
+ | *Параметры принтеров, страниц, определение толщины объектов. | ||
+ | *Использование механизма маски текста. | ||
+ | *Plot Configuration File. | ||
+ | *Таблицы стилей печати. | ||
+ | *Понятие формата DWF. | ||
+ | *Способы создания файлов DWF, команда публикации. | ||
+ | *Настройки вносимой в DWF файл информации. | ||
+ | *Просмотр файлов DWF в Autodesk DWF Viewer. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Тема 2.5. Атрибуты блоков.''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Лекции – 1 час, практические занятия – 2 часа. | ||
+ | |||
+ | *Создание атрибута. | ||
+ | *Редактирование атрибута. | ||
+ | *Вставка блока с атрибутами. | ||
+ | *Извлечение атрибутов блоков. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Тема 2.6. Динамические блоки.''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Лекции – 1 час, практические занятия – 2 часа. | ||
+ | |||
+ | *Редактор блоков. | ||
+ | *Параметры и операции для динамического блока. | ||
+ | *Связь параметров с атрибутами. | ||
+ | *Вставка и конфигурирование динамических блоков. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Тема 2.7. Инструментальная палитра. Центр управления и панель управления.''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Лекции – 1 час, практические занятия – 2 часа. | ||
+ | |||
+ | *Центр управления. | ||
+ | *Панель управления. | ||
+ | *Основные приемы работы с инструментальной палитрой: вставка блоков и штриховок. | ||
+ | *Использование адаптированных команд на палитре. | ||
+ | *Управление свойствами инструмента на палитре. | ||
+ | *Создание дополнительных закладок на палитре, группировка закладок. | ||
+ | *Импорт и экспорт закладок и групп закладок. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Тема 2.8. Поле.''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Лекции – 1 час, практические занятия – 2 часа. | ||
+ | |||
+ | *Понятие поля. | ||
+ | *Вставка текстового поля через редактор многострочного текста. | ||
+ | *Связь поля с графическим объектом. | ||
+ | *Поле в таблице. | ||
+ | *Управление отображением полей в чертеже. | ||
+ | *Использование полей как данных для атрибутов блоков. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Тема 2.9. Подключение растровых изображений.''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Лекции – 1 час, практические занятия – 1 час. | ||
+ | |||
+ | *Вставка растровых изображений. | ||
+ | *Управление изображениями через окно Диспетчера изображений. | ||
+ | *Редактирование свойств растровых изображений. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Тема 2.10. Листы и видовые экраны.''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Лекции – 1 час, практические занятия – 2 часа. | ||
+ | |||
+ | *Работа с листами. | ||
+ | *Изменение листов и их настройка. | ||
+ | *Создание видовых экранов. | ||
+ | *Управление визуализацией объектов на видовых экранах. | ||
+ | *Внесение изменений в модель. | ||
+ | *Текст в пространстве листа. | ||
+ | *Создание и управление размерами в пространстве листа, обновление размеров. | ||
+ | *Шаблоны чертежей. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Тема 2.11. Инструменты обеспечения безопасности и обмена данными.''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Лекции – 1 час, практические занятия – 1 час. | ||
+ | |||
+ | *Безопасность чертежей: защита паролем, цифровые подписи. | ||
+ | *Восстановление временных файлов. | ||
+ | *Работа с резервными копиями. | ||
+ | *Вставка гиперссылок и работа с ними. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Тема 2.12. Управление прочим интерфейсом и прочими объектами.''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Лекции – 1 час, практические занятия – 1 час. | ||
+ | |||
+ | *Управление путями доступами к вспомогательным файлам AutoCAD. | ||
+ | *Пути доступа к принтерам, стилям печати, шаблонам, LISP файлам, и т.п. | ||
+ | *Работа с единым диалогом адаптации интерфейса AutoCAD. | ||
+ | *Назначение и работа с файлами CUI. | ||
+ | *Адаптация главного меню и панелей инструментов. | ||
+ | *Созданий кнопок и панелей инструментов пользователя. | ||
+ | *Создание и загрузка частичных файлов CUI. | ||
+ | *Управление и настройка рабочих пространств. | ||
+ | *Пользовательские типы линий. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Раздел 3. Коллективная работа.''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Тема 3.1. Инструменты работы с внешними ссылками.''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Лекции – 1 час, практические занятия – 2 часа. | ||
+ | |||
+ | *Инструменты работы со ссылочными файлами (вставка, отключение, удаление, перезагрузка). | ||
+ | *Отличие вставленной ссылки от наложенной. | ||
+ | *Управление состоянием слоев внешних ссылок. | ||
+ | *Подрезка ссылок. | ||
+ | *Внедрение данных из ссылок. | ||
+ | *Механизм интерактивных уведомлений об изменении файлов внешних ссылок. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Тема 3.2. Подшивки чертежей.''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Лекции – 1 час, практические занятия – 2 часа. | ||
+ | |||
+ | *Создание подшивки, её свойства. | ||
+ | *Различные варианты создания подшивки, создание шаблона подшивки. | ||
+ | *Редактирование и размещение DST файла подшивки. | ||
+ | *Подключение пользовательских свойств к подшивке. | ||
+ | *Работа с подшивкой. | ||
+ | *Создание листов, видов, вставка соответствующих меток и ссылок. | ||
+ | *Создание спецификации листов проекта. | ||
+ | *Использование полей со свойствами компонентов подшивок в подшивке. | ||
+ | *Использование атрибутов в подшивке. | ||
+ | *Инструменты печати, публикации, архивирования подшивки и передачи в сжатом виде. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Тема 3.3. Стандарты.''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Лекции – 1 час, практические занятия – 2 часа. | ||
+ | |||
+ | *Понятие о файлах стандартов. | ||
+ | *Корпоративный стандарт. | ||
+ | *Создание и подключение файла стандартов к чертежу. | ||
+ | *Проверка на соответствие стандартам, ручное и автоматическое исправление несоответствий. | ||
+ | *Уведомления о нарушениях стандартов. | ||
+ | *Транслятор слоев. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | '''2. Методические рекомендации по изучению дисциплины''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | При реализации учебной программы особое внимание необходимо уделить следующим вопросам: организация индивидуальной и коллективной работы проектировщиков, «культура» оформления чертежей, эффективное использование инструментов AutoCAD, создание системы качества проектной организации. | ||
+ | |||
+ | В процессе практических работ следует обратить внимание на вариативность использования инструментов AutoCAD, методики адаптации и внедрения инструментов AutoCAD. | ||
+ | |||
+ | Самостоятельная подготовка включает в себя отработку лекционного материала занятия, получение навыков использования инструментария AutoCAD. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | '''3. Контрольные задания''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Итоговая аттестация проводится в виде тестирования по рассмотренным в рамках дисциплины вопросам. | ||
− | + | Для успешного прохождения итоговой аттестации необходимо ответить правильно минимум на 70% вопросов, содержащихся в тесте. | |
− | |||
− | |||
− | + | '''4. Литература''' | |
− | |||
− | + | '''Основная''' | |
− | + | ||
− | + | ||
− | + | *AutoCAD 2006. Руководство чертежника, конструктора, архитектора / Зоммер В. Королев: Изд. «Бином-Пресс», 2005. 735 с. | |
+ | *Самоучитель по AutoCAD 2009 / Жарков Н.В. | ||
+ | *Трехмерная компьютерная графика и автоматизация проектирования в AutoCAD / Климачева Н.В. |
Текущая версия на 19:57, 21 декабря 2011
Учебные курсы разработки инженерных систем здания на базе САПР Autodesk Building Systems 2007
Autodesk Building Systems 2007 – интегрированный с Autodesk Architectural Desktop 2007 (включает полные пакеты Architectural Desktop и AutoCAD 2007) программный продукт, предназначенный для проектирования внутренних инженерных коммуникаций:
- отопления и теплоэнергетики,
- вентиляции и кондиционирования,
- водоснабжения и канализации,
- электрики.
Сфера применения – промышленное и гражданское строительство, малые объекты теплоэнергетики (тепловые пункты, котельные).
Интерактивное обнаружение коллизий (пересечений между инженерными коммуникациями, а также между строительными конструкциями) позволяет создать наиболее точную модель здания и минимизировать дорогостоящие ошибки на этапе строительства.
Многовидовая система отображения инженерных сетей обеспечивает автоматический переход от объемной модели к изометрической схеме и двумерным чертежам, а также управляет степенью детализации отображения инженерных коммуникаций, благодаря чему пользователь может получить необходимый комплект рабочей документации непосредственно с трехмерной модели.
Специализированная функция программного комплекса позволяет автоматически обнаружить некорректные подключения коммуникаций, а также указать на не подключенные к объектам патрубки и трассы.
По всем элементам инженерных коммуникаций можно в любой момент получить спецификацию оборудования, шаблон которой определяет пользователь. Сам курс является практическим, что дает возможность слушателям сразу же приступить к работе, используя новые навыки.
Цель курсов:
- Научиться создавать различные виды инженерных систем, автоматически распознавать типы инженерных коммуникаций и контролировать корректность подключений к заданным системам.
- Приобретение знаний по созданию информационной среды проектной организации на базе AutoCAD, получение практических навыков в работе с AutoCAD.
Задачи обучения: приобретение знаний, умений и навыков, достаточных для решения задач создания, эксплуатации и развития единой информационной среды проектирования на базе AutoCAD.
В результате реализации программы обучаемые должны:
иметь представление о:
- технологии организации единой информационной среды на базе AutoCAD;
- архитектуре системы управления качеством проектных данных в электронном виде;
знать:
- структуру единой информационной среды на базе AutoCAD;
- инструменты AutoCAD, применяемые для построения этой среды;
уметь:
- использовать инструменты AutoCAD как в самостоятельной, так и в коллективной работе над проектами;
Программа реализуется на базе кафедры «Автоматика и телемеханика» Пермского государственного технического университета.
Общая трудоемкость программы – 72 часа, которые включают в себя виды занятий: лекции, практические занятия, самостоятельную подготовку, текущий и итоговый контроль знаний (зачет).
1. Содержание дисциплины
Лекции – 27 часов, практические занятия – 43 часа.
Раздел 1. Инструменты черчения.
Тема 1.1. Пользовательский интерфейс.
Лекции – 1 час, практические занятия – 1 час.
- Навигация по чертежу.
- Области экрана.
- Способы ввода команд.
- Панели инструментов. Палитры (обзорно).
- Работа с контекстным меню. Центр управления (обзорно).
- Окно свойств. Строка состояния. Горячие кнопки. Команды зумирования и панорамирования.
- Понятие рабочего пространства. Организация меню (обзорно).
- Работа с мышкой: настройка правой кнопки, использование колесика.
- Командная строка (опции, выбор по умолчанию, прерывание команды).
- Повторное использование предыдущих команд.
- Механизм установки значений переменных.
- Понятие о профиле. Ввод последнего набранного слова.
Тема 1.2. Управление точностью.
Лекции – 1 час, практические занятия – 1 час.
- Установка единиц измерения, точность отображения цифр.
- Шаг курсора. Сетка, границы сетки, лимиты чертежа.
- Способы ввода координат: с клавиатуры, мышкой, смешанный. Абсолютные и относительные декартовы и полярные координаты. *Динамический ввод.
- Режим «OРTO». Режим полярного отслеживания, инкрементные и дополнительные углы, режим относительного угла.
- Объектные привязки, постоянные и динамические.
- Координатные фильтры.
- Режим объектного отслеживания.
- Команды измерения дистанции, координат, площади, объема.
Тема 1.3. Работа с системой координат.
Лекции – 1 час, практические занятия – 1 час.
- Перемещение, вращение, установка мировой системы координат.
- Сохранение и восстановление системы координат.
- Изменение вида в зависимости от системы координат.
Тема 1.4. Создание графических примитивов на плоскости.
Лекции – 1 час, практические занятия – 2 часа.
- Объект Точка, настройка стилей точек, команды поделить и разметить.
- Луч, вспомогательная прямая, построение отступов, биссектрис.
- Линия. Полилиния, задание толщины, замыкание полилинии.
- Многоугольник: вписанный, описанный, построение по стороне.
- Прямоугольник.
- Дуга, виды дуг. Окружность, способы построения окружностей.
- Эллипс, сегмент эллипса, построение проекции окружности.
- Сплайн.
- Регенерация изображения.
- Просмотр свойств объектов, панель свойств и измерение расстояний.
Тема 1.5. Способы выбора объектов.
Лекции – 1 час, практические занятия – 1 час.
- Установка режима выбора (назначение shift).
- Циклический выбор.
- Выбор окном, секущей рамкой.
- Выбор произвольной фигурой.
- Выбор всех объектов.
- Выбор последних объектов.
- Выбор с использованием fence.
- Выбор инструментом Быстрый выбор.
Тема 1.6. Редактирование объектов.
Лекции – 1 час, практические занятия – 2 часа.
- Стереть.
- Копирование, множественное копирование, копирование из базовой точки.
- Перемещение, перемещение по центру, в начало координат, на 30 мм вправо.
- Зеркальное отображение, установка переменной MIRRTEXT.
- Подобие.
- Массив, виды массива: круговой, прямоугольный.
- Поворот, параметр относительно.
- Изменение масштаба.
- Растянуть, упражнение по выделению секущим полигоном.
- Удлинить, обрезать, упражнение по выделению рамкой, переключение режима через shift, удлинение (обрезка) до продолжения.
- Разорвать, установка первой точки.
- Сопряжение, фаска.
- Разбить.
- Объединить.
- Редактирование полилинии – объединение из нескольких составных частей.
- Редактирование полилинии (объединение), сплайна.
- Редактирование при помощи ручек.
Тема 1.7. Штриховка.
Лекции – 1 час, практические занятия – 1 час.
- Типы штриховок.
- Ассоциативность, полная заливка, штрихование незамкнутых объектов.
- Работа с островками, задание объектов границы и точки определения внутренней области.
- Редактирование штриховки.
Тема 1.8. Текстовые объекты.
Лекции – 1 час, практические занятия – 2 часа.
- Однострочный и многострочный текст.
- Выравнивание текста.
- Команды масштабирования текста.
- Поиск текста.
- Мультивыноски, использование разрыва.
Тема 1.9. Таблицы.
Лекции – 1 час, практические занятия – 2 часа.
- Вставка таблицы в чертеж.
- Навигация по таблице, ввод текста.
- Редактирование таблицы.
- Вставка формул.
- Связь с данными, импорт/экспорт (обзорно).
Тема 1.10. Блоки.
Лекции – 1 час, практические занятия – 2 часа.
- Назначение.
- Создание блока.
- Вставка блока с различными коэффициентами масштабирования.
- Редактирование блока, редактирование блока «по месту».
- Атрибуты блоков (обзорно).
Тема 1.11. Размеры.
Лекции – 1 час, практические занятия – 2 часа.
- Виды размеров.
- Создание и редактирование размеров.
Тема 1.12. Расширенные инструменты создания базовой геометрии.
Лекции – 1 час, практические занятия – 1 час.
- Мультилиния.
- Облако пометок.
- Объект-маска.
- Контур.
- Область.
Раздел 2. Управление объектами и данными.
Тема 2.1. Слои.
Лекции – 1 час, практические занятия – 2 часа.
- Понятие слоя.
- Создание и редактирование слоев.
- Переключение слоев, выключение, установка на замок, замораживание.
- Цвета, типы линий и вес: установка по слою и конкретного значения.
- Изменение слоя и цвета объекта (объектов).
- Сохранение состояния слоев, восстановление.
- Отличие выключенного слоя от замороженного.
- Дополнительные команды работы со слоями (установить слой по объекту, выключить слой и т.п.).
- Поиск слоя по названию, сортировка слоев, отображение статуса используемых слоев.
- Использование фильтров по свойствам и групповых.
- Управления конфигурациями слоев.
Тема 2.2. Стили.
Лекции – 1 час, практические занятия – 2 часа.
- Понятие стиля.
- Текстовые стили.
- Размерные стили, переопределение в размерном стиле.
- Табличные стили.
- Стили мультивыносок.
Тема 2.3. Манипулирование объектами и данными. Расширенные инструменты редактирования.
Лекции – 1 час, практические занятия – 1 час.
- Отбор объектов чертежа по критериям.
- Очистка чертежа от неиспользуемых объектов.
- Работа с точками.
- Деление и разметка объектов.
Тема 2.4. Вывод чертежа на печать и в файл.
Лекции – 1 час, практические занятия – 1 час.
- Настройка формата листа, назначение листу принтера.
- Параметры принтеров, страниц, определение толщины объектов.
- Использование механизма маски текста.
- Plot Configuration File.
- Таблицы стилей печати.
- Понятие формата DWF.
- Способы создания файлов DWF, команда публикации.
- Настройки вносимой в DWF файл информации.
- Просмотр файлов DWF в Autodesk DWF Viewer.
Тема 2.5. Атрибуты блоков.
Лекции – 1 час, практические занятия – 2 часа.
- Создание атрибута.
- Редактирование атрибута.
- Вставка блока с атрибутами.
- Извлечение атрибутов блоков.
Тема 2.6. Динамические блоки.
Лекции – 1 час, практические занятия – 2 часа.
- Редактор блоков.
- Параметры и операции для динамического блока.
- Связь параметров с атрибутами.
- Вставка и конфигурирование динамических блоков.
Тема 2.7. Инструментальная палитра. Центр управления и панель управления.
Лекции – 1 час, практические занятия – 2 часа.
- Центр управления.
- Панель управления.
- Основные приемы работы с инструментальной палитрой: вставка блоков и штриховок.
- Использование адаптированных команд на палитре.
- Управление свойствами инструмента на палитре.
- Создание дополнительных закладок на палитре, группировка закладок.
- Импорт и экспорт закладок и групп закладок.
Тема 2.8. Поле.
Лекции – 1 час, практические занятия – 2 часа.
- Понятие поля.
- Вставка текстового поля через редактор многострочного текста.
- Связь поля с графическим объектом.
- Поле в таблице.
- Управление отображением полей в чертеже.
- Использование полей как данных для атрибутов блоков.
Тема 2.9. Подключение растровых изображений.
Лекции – 1 час, практические занятия – 1 час.
- Вставка растровых изображений.
- Управление изображениями через окно Диспетчера изображений.
- Редактирование свойств растровых изображений.
Тема 2.10. Листы и видовые экраны.
Лекции – 1 час, практические занятия – 2 часа.
- Работа с листами.
- Изменение листов и их настройка.
- Создание видовых экранов.
- Управление визуализацией объектов на видовых экранах.
- Внесение изменений в модель.
- Текст в пространстве листа.
- Создание и управление размерами в пространстве листа, обновление размеров.
- Шаблоны чертежей.
Тема 2.11. Инструменты обеспечения безопасности и обмена данными.
Лекции – 1 час, практические занятия – 1 час.
- Безопасность чертежей: защита паролем, цифровые подписи.
- Восстановление временных файлов.
- Работа с резервными копиями.
- Вставка гиперссылок и работа с ними.
Тема 2.12. Управление прочим интерфейсом и прочими объектами.
Лекции – 1 час, практические занятия – 1 час.
- Управление путями доступами к вспомогательным файлам AutoCAD.
- Пути доступа к принтерам, стилям печати, шаблонам, LISP файлам, и т.п.
- Работа с единым диалогом адаптации интерфейса AutoCAD.
- Назначение и работа с файлами CUI.
- Адаптация главного меню и панелей инструментов.
- Созданий кнопок и панелей инструментов пользователя.
- Создание и загрузка частичных файлов CUI.
- Управление и настройка рабочих пространств.
- Пользовательские типы линий.
Раздел 3. Коллективная работа.
Тема 3.1. Инструменты работы с внешними ссылками.
Лекции – 1 час, практические занятия – 2 часа.
- Инструменты работы со ссылочными файлами (вставка, отключение, удаление, перезагрузка).
- Отличие вставленной ссылки от наложенной.
- Управление состоянием слоев внешних ссылок.
- Подрезка ссылок.
- Внедрение данных из ссылок.
- Механизм интерактивных уведомлений об изменении файлов внешних ссылок.
Тема 3.2. Подшивки чертежей.
Лекции – 1 час, практические занятия – 2 часа.
- Создание подшивки, её свойства.
- Различные варианты создания подшивки, создание шаблона подшивки.
- Редактирование и размещение DST файла подшивки.
- Подключение пользовательских свойств к подшивке.
- Работа с подшивкой.
- Создание листов, видов, вставка соответствующих меток и ссылок.
- Создание спецификации листов проекта.
- Использование полей со свойствами компонентов подшивок в подшивке.
- Использование атрибутов в подшивке.
- Инструменты печати, публикации, архивирования подшивки и передачи в сжатом виде.
Тема 3.3. Стандарты.
Лекции – 1 час, практические занятия – 2 часа.
- Понятие о файлах стандартов.
- Корпоративный стандарт.
- Создание и подключение файла стандартов к чертежу.
- Проверка на соответствие стандартам, ручное и автоматическое исправление несоответствий.
- Уведомления о нарушениях стандартов.
- Транслятор слоев.
2. Методические рекомендации по изучению дисциплины
При реализации учебной программы особое внимание необходимо уделить следующим вопросам: организация индивидуальной и коллективной работы проектировщиков, «культура» оформления чертежей, эффективное использование инструментов AutoCAD, создание системы качества проектной организации.
В процессе практических работ следует обратить внимание на вариативность использования инструментов AutoCAD, методики адаптации и внедрения инструментов AutoCAD.
Самостоятельная подготовка включает в себя отработку лекционного материала занятия, получение навыков использования инструментария AutoCAD.
3. Контрольные задания
Итоговая аттестация проводится в виде тестирования по рассмотренным в рамках дисциплины вопросам.
Для успешного прохождения итоговой аттестации необходимо ответить правильно минимум на 70% вопросов, содержащихся в тесте.
4. Литература
Основная
- AutoCAD 2006. Руководство чертежника, конструктора, архитектора / Зоммер В. Королев: Изд. «Бином-Пресс», 2005. 735 с.
- Самоучитель по AutoCAD 2009 / Жарков Н.В.
- Трехмерная компьютерная графика и автоматизация проектирования в AutoCAD / Климачева Н.В.