Персональные инструменты

Аудитории:315:Учебная:Тест — различия между версиями

Материал из Кафедра Автоматики и телемеханики

Перейти к: навигация, поиск
 
(не показано 17 промежуточных версии этого же участника)
Строка 2: Строка 2:
  
 
|Описание=
 
|Описание=
С древнейших времен люди, как разумные существа, воспринимали и перерабатывали информацию об окружающих физических процессах.
+
В настоящее время мы наблюдаем широкое распространение ''систем автоматизации и управления'' практически во всех сферах человеческой деятельности: от компактных бортовых систем управления транспортными средствами и до крупномасштабных распределенных систем автоматизации больших промышленных предприятий.
  
В результате развития науки и техники, люди стали способны производить все более сложные орудия труда и оказывать воздействия на все более сложные процессы в окружающем мире.  
+
Поэтому так важна качественная подготовка специалистов, обладающих достаточными компетенциями для эксплуатации и проектирования современных систем автоматизации и управления.
  
В итоге, это привело к широкому распространению механизации, то есть замене ручных орудий труда на более сложные механические орудия – станки, машины и т.д.
+
Также большое значение для инновационного развития приобретают научные исследования в областях, связанных с построением сложных систем автоматизации и управления.
  
Следующей ступенью развития стала ''автоматизация'' – частичное или полное замещение функций восприятия и управления, выполняемых человеком, аналогичными функциями, реализуемыми на основе технических средств.
+
И для развития этих двух составляющих (учебной и научно-исследовательской) на кафедре была организована лаборатория "Системы автоматизации и управления".
  
 
|Файл тотема=Тотем_Beng_beng.jpg
 
|Файл тотема=Тотем_Beng_beng.jpg
 
|Ширина изображения тотема=120px
 
|Ширина изображения тотема=120px
|Описание тотема=Тотем "Beng-beng"
+
|Описание тотема="Beng-beng"
 
|Ответственные=
 
|Ответственные=
 
[[Преподаватели:Хижняков, Юрий Николаевич|Хижняков Юрий Николаевич]]<br />
 
[[Преподаватели:Хижняков, Юрий Николаевич|Хижняков Юрий Николаевич]]<br />
[[Преподаватели:Кавалеров, Максим Владимирович|Кавалеров Максим Владимирович]]<br />
+
[[Преподаватели:Кавалеров, Максим Владимирович|Кавалеров Максим Владимирович]]
 
|Обеспечение=
 
|Обеспечение=
=== Компьютерное оснащение ===
 
 
В лаборатории располагаются 12 компьютеров для студентов и 1 компьютер для
 
В лаборатории располагаются 12 компьютеров для студентов и 1 компьютер для
 
преподавателя.
 
преподавателя.
<gallery perrow=3 widths="200px" heights="300px">
+
<gallery perrow=4 widths="180px" heights="240px">
 
Файл:315_Ряд_у_окна.jpg|Ряд у окна
 
Файл:315_Ряд_у_окна.jpg|Ряд у окна
 
Файл:315_Средний_ряд.jpg|Средний ряд
 
Файл:315_Средний_ряд.jpg|Средний ряд
 
Файл:315_Ряд_у_двери.jpg|Ряд у двери
 
Файл:315_Ряд_у_двери.jpg|Ряд у двери
 +
Файл:315_Компьютер_преподавателя.jpg|Компьютер преподавателя
 
</gallery>
 
</gallery>
 
{{-}}
 
{{-}}
  
[[Файл:italc-screenshot.jpg|мини|200px|Пример окна iTALC на компьютере преподавателя]]
+
[[Файл:italc-screenshot.png|мини|200px|Пример окна iTALC на компьютере преподавателя]]
 
С помощью программного обеспечения
 
С помощью программного обеспечения
 
[http://italc.sourceforge.net iTALC]
 
[http://italc.sourceforge.net iTALC]
Строка 34: Строка 34:
 
# ''Режим проектора''. Преподаватель может транслировать изображение со своего монитора на мониторы студентов. Этот режим удобен для объяснения учебного материала и демонстрации примеров работы в программных средах.
 
# ''Режим проектора''. Преподаватель может транслировать изображение со своего монитора на мониторы студентов. Этот режим удобен для объяснения учебного материала и демонстрации примеров работы в программных средах.
 
# ''Режим наблюдения''. Преподаватель видит изображения на мониторах студентов.
 
# ''Режим наблюдения''. Преподаватель видит изображения на мониторах студентов.
# ''Режим удаленного управления''. Преподаватель может перехватывать управление компьютером студента. В этом режиме удобно вносить коррективы в действия студентов и помогать им в решении тех или иных практических задач, которые могут возникать в ходе выполнения учебных заданий.
+
# ''Режим удаленного управления''. Преподаватель может перехватывать управление компьютером студента. В этом режиме удобно вносить коррективы в действия студентов и помогать им в решении тех или иных практических задач, которые могут возникать в ходе выполнения учебных заданий.{{-}}
 +
 
 +
=== Лабораторные стенды ===
 +
==== Шарик на балансире ====
 +
{{{!}}align="right" width=480px
 +
{{!}}{{#widget:Vimeo|id=30450455|width=480|height=360}}
 +
{{!}}
 +
{{!}}}
 +
"Шарик на балансире" (ball and beam)<ref>[http://www.control-systems-principles.co.uk/whitepapers/ball-and-beam1.pdf Peter Wellstead. Ball and Beam 1: Basics]</ref> - это один из типовых объектов управления, который довольно часто используется в качества экспериментального объекта для исследования различных законов управления, а также при решении проблем планирования задач реального времени  <span style="white-space: nowrap;">(см. например <ref>[http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.58.2276&rep=rep1&type=pdf M. Velasco, J. Fuertes,  P. Marti,  The self triggered task model for real-time control systems. Work-in-Progress Session of the 24th IEEE Real-Time Systems Symposium (RTSS03)]</ref> <ref>[http://www.cs.uiuc.edu/class/sp08/cs598tar/Papers/ControlServer.pdf A. Cervin, J. Eker, Control-scheduling codesign of real-time systems: The control server approach. Journal of Embedded Computing, Vol. 1, 2005, 209-224]</ref>).</span>
 +
 
 +
Существует [http://www.youtube.com/results?search_query=ball+and+beam&aq=f большое количество] всевозможных реализаций объекта "Шарик на балансире".
 +
 
 +
Данный лабораторный стенд отличает простота конструкции за счет использования сервопривода [http://www.hitecrcd.com/products/analog/standard-sport/hs-485hb.html Hitec HS-485HB] и двух инфракрасных дальномеров [http://www.sharpsma.com/webfm_send/1203 Sharp GP2D12].
 +
 
 +
Для локального управления используется микроконтроллер Carduino Nano V.4, относящийся к семейству открытых микроконтроллеров [http://ru.wikipedia.org/wiki/Arduino Arduino].
 +
 
 +
Графический интерфейс с пользователем реализуется на основе бесплатного и кроссплатформенного [http://ru.wikipedia.org/wiki/Qt фреймворка Qt]. Отображение графиков выполнено с использованием [http://qwt.sourceforge.net библиотеки qwt].
 +
 
 +
Данный лабораторный стенд позволяет проводить исследования и учебные занятия по следующим темам:
 +
* системы автоматического управления;
 +
* планирование задач жесткого реального времени;
 +
* разработка программного обеспечения для систем жесткого реального времени;
 +
* программирование микроконтроллеров семейства Arduino;
 +
* разработка и модификация графического интерфейса с пользователем систем управления.
 
{{-}}
 
{{-}}
 +
 +
==== Робот-сортировщик ====
 +
{{{!}}align="right"
 +
{{!}}-valign="top"
 +
{{!}}[[Файл:Робот-сортировщик_общий_вид.jpg|мини|200px|Робот-сортировщик (общий вид)]]
 +
{{!}}[[Файл:Робот-сортировщик_рабочее_поле.jpg|мини|200px|Робот-сортировщик (рабочее поле)]]
 +
{{!}}}
 +
В настоящее время наблюдается начало широкого внедрения роботов в различных областях не только производственной, но и повседневной деятельности человека. На это указывает множество примеров, начиная от имеющихся в продаже моделей роботов-пылесосов, роботов для мытья окон и заканчивая опытными образцами робота для уборки кухни <ref>[http://www.membrana.ru/particle/3257 Уборщик ReadyBot зачищает кухню от следов трапезы]</ref> и человекоподобного робота-слуги, который планируется вывести в продажу для домашнего применения к 2015 году <ref>[http://roboton.ru/?q=content/robot-sluga-romeo-na-prilavkah-magazinov-do-2015g Робот-слуга Romeo на прилавках магазинов до 2015 года]</ref>.
 +
 +
Учитывая эту тенденцию, в ближайшее десятилетие можно ожидать достаточно быстрое развитие в области робототехники, подогреваемое потребительским спросом. Поэтому уже сейчас при подготовке специалистов в области управления в технических системах важно уделять существенное внимание различным аспектам этих технологий, а также проводить соответствующие научные исследования.
 +
 +
С этой целью на был разработан лабораторный стенд «Робот-сортировщик»<ref>Еремеев И.М., Кавалеров М.В. Создание лабораторного стенда "Робот-сортировщик" // Системы мониторинга и управления: сб. науч. тр. / Перм. гос. техн. ун-т. – Пермь, 2011</ref>, который позволяет проводить исследования и учебные занятия по следующим темам:
 +
* особенности разработки программного обеспечения робототехнических систем;
 +
* использование компьютерного зрения для сортировки объектов на основе различных критериев;
 +
* разработка программного обеспечения для систем компьютерного зрения;
 +
* изучение основ визуального сервоуправления;
 +
* разработка новых методов визуального сервоуправления.{{-}}
  
 
|Учебные курсы=
 
|Учебные курсы=

Текущая версия на 01:50, 16 октября 2011

Шаблон:Структура:Тест

.