Дополнительное образование:Энергосбережение и энергетическое обследование — различия между версиями
Материал из Кафедра Автоматики и телемеханики
(Новая страница: «'''УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дисциплины (модуля) «Энергосбережение и энергетическое обследование...») |
|||
Строка 2: | Строка 2: | ||
− | Цель обучения: систематизация знаний по проблемам энергосбережения, получение практических навыков ведения энергоаудита промышленного объекта. | + | '''Цель обучения:''' систематизация знаний по проблемам энергосбережения, получение практических навыков ведения энергоаудита промышленного объекта. |
− | Задачи обучения: приобретение знаний, умений и навыков, достаточных для решения задач организации и ведения энергетического обследования на предприятии, анализа результатов этого обследования. | + | |
− | В результате реализации программы обучаемые должны: | + | '''Задачи обучения:''' приобретение знаний, умений и навыков, достаточных для решения задач организации и ведения энергетического обследования на предприятии, анализа результатов этого обследования. |
− | иметь представление о: | + | |
− | + | ||
− | + | '''В результате реализации программы обучаемые должны:''' | |
− | + | ||
− | знать: | + | |
− | + | '''иметь представление о:''' | |
− | + | ||
− | + | *законодательной базе, являющейся основой политики энергосбережения; | |
− | уметь: | + | *энергоэффективных системах и решениях; |
− | + | *мерах, принятие которых необходимо для сокращения расходов энергоресурсов; | |
− | владеть навыками: | + | |
− | + | ||
− | + | '''знать:''' | |
+ | |||
+ | *правила составления энергетического паспорта, требования, предъявляемые к этому документу; | ||
+ | *методологию организации энергоаудита; | ||
+ | *основные показатели энергетической эффективности; | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''уметь:''' | ||
+ | |||
+ | *вести энергоаудит на предприятии и анализировать его результаты; | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''владеть навыками:''' | ||
+ | |||
+ | *оценки показателей энергетической эффективности промышленного объекта; | ||
+ | *ведения энергетического обследования и составления по его итогам энергетического паспорта объекта. | ||
+ | |||
Программа реализуется на базе кафедры «Автоматика и телемеханика» Пермского государственного технического университета. | Программа реализуется на базе кафедры «Автоматика и телемеханика» Пермского государственного технического университета. | ||
+ | |||
Общая трудоемкость программы – 72 часа, которые включают в себя виды занятий: лекции, практические занятия, самостоятельную подготовку, текущий и итоговый контроль знаний (зачет). | Общая трудоемкость программы – 72 часа, которые включают в себя виды занятий: лекции, практические занятия, самостоятельную подготовку, текущий и итоговый контроль знаний (зачет). | ||
− | 1. Содержание дисциплины | + | '''1. Содержание дисциплины''' |
+ | |||
Лекции – 10 часов, практические занятия – 26 часов, самостоятельная подготовка – 34 часа. | Лекции – 10 часов, практические занятия – 26 часов, самостоятельная подготовка – 34 часа. | ||
− | Тема 1.1. Введение. Государственное регулирование в энергетике и энергосбережении. | + | |
+ | |||
+ | '''Тема 1.1. Введение. Государственное регулирование в энергетике и энергосбережении.''' | ||
+ | |||
Лекции – 2 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа. | Лекции – 2 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа. | ||
− | Актуальность проблемы энергосбережения. История государственной политики в данной области. Федеральный закон «Об энергосбережении» | + | |
− | Тема 1.2. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов. | + | *Актуальность проблемы энергосбережения. |
+ | *История государственной политики в данной области. | ||
+ | *Федеральный закон «Об энергосбережении». | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Тема 1.2. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов.''' | ||
+ | |||
Лекции – 4 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа, практические занятия на тему «Составление и ведение энергетического паспорта» – 6 часов. | Лекции – 4 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа, практические занятия на тему «Составление и ведение энергетического паспорта» – 6 часов. | ||
− | Понятие энергетического паспорта. Назначение данного документа. Структура энергетического паспорта. Правила заполнения. | + | |
− | Тема 1.3. Показатели энергетической эффективности. Оценка. Методы подтверждения. | + | *Понятие энергетического паспорта. |
+ | *Назначение данного документа. | ||
+ | *Структура энергетического паспорта. | ||
+ | *Правила заполнения. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Тема 1.3. Показатели энергетической эффективности. Оценка. Методы подтверждения.''' | ||
+ | |||
Лекции – 2 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа, практические занятия на тему «Расчёт и оценка показателей энергетической эффективности» – 4 часа. | Лекции – 2 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа, практические занятия на тему «Расчёт и оценка показателей энергетической эффективности» – 4 часа. | ||
− | Термины и понятия из области энергосбережения. Принципы стандартизации энергосбережения. Правила оценки показателей энергетической эффективности. | + | |
− | Тема 1.4. Методические рекомендации по организации энергоаудита объекта и разработке мероприятий по энергосбережению. | + | *Термины и понятия из области энергосбережения. |
+ | *Принципы стандартизации энергосбережения. | ||
+ | *Правила оценки показателей энергетической эффективности. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Тема 1.4. Методические рекомендации по организации энергоаудита объекта и разработке мероприятий по энергосбережению.''' | ||
+ | |||
Лекции – 4 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа, практические занятия на тему «Составление программы энергетического обследования» – 4 часа. | Лекции – 4 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа, практические занятия на тему «Составление программы энергетического обследования» – 4 часа. | ||
− | Задачи энергообследования. Параметры, анализируемые при обследовании. Определение энергосберегающего потенциала. Виды обследований. | + | |
− | Тема 1.5. Типовая программа энергоаудита ТЭС. | + | *Задачи энергообследования. |
+ | *Параметры, анализируемые при обследовании. | ||
+ | *Определение энергосберегающего потенциала. | ||
+ | *Виды обследований. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Тема 1.5. Типовая программа энергоаудита ТЭС.''' | ||
+ | |||
Лекции – 2 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа, практические занятия на тему «Энергетическое обследование ТЭС» – 4 часа. | Лекции – 2 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа, практические занятия на тему «Энергетическое обследование ТЭС» – 4 часа. | ||
− | Основные технико-экономические показатели работы ТЭС. Анализ оптимальности тепловой схемы. Оптимизация распределения нагрузок между агрегатами. Составление топливно-энергетического баланса. | + | |
− | Тема 1.6. Типовая программа энергоаудита тепловых сетей. | + | *Основные технико-экономические показатели работы ТЭС. |
+ | *Анализ оптимальности тепловой схемы. | ||
+ | *Оптимизация распределения нагрузок между агрегатами. | ||
+ | *Составление топливно-энергетического баланса. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Тема 1.6. Типовая программа энергоаудита тепловых сетей.''' | ||
+ | |||
Лекции – 2 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа, практические занятия на тему «Энергетическое обследование тепловых сетей» – 4 часа. | Лекции – 2 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа, практические занятия на тему «Энергетическое обследование тепловых сетей» – 4 часа. | ||
− | Основные показатели системы транспорта. Составление баланса по | + | |
− | Тема 1.7. Типовая программа энергоаудита подразделений электрических сетей. | + | *Основные показатели системы транспорта. |
+ | *Составление баланса по тепловой энергии, воде. | ||
+ | *Порядок подготовки и проведения обследования. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | *Тема 1.7. Типовая программа энергоаудита подразделений электрических сетей.* | ||
+ | |||
Лекции – 2 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа, практические занятия на тему «Расчёт и оценка показателей качества электроэнергии» – 4 часа. | Лекции – 2 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа, практические занятия на тему «Расчёт и оценка показателей качества электроэнергии» – 4 часа. | ||
− | |||
− | 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины | + | *Показатели качества электроэнергии, их влияние на расход электроэнергии. |
+ | *Необходимый объём работ при выполнении основных видов энергетических обследований подстанций. | ||
+ | *Мероприятия по компенсации потерь электроэнергии. | ||
+ | *АСКУЭ. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | '''2. Методические рекомендации по изучению дисциплины''' | ||
+ | |||
При реализации учебной программы особое внимание необходимо уделить следующим вопросам: история государственной политики в области энергосбережения, виды государственного регулирования деятельности в области энергосбережения, назначение документации, составляемой при энергетическом обследовании, разновидности энергетического обследования, методика ведения энергетического обследования. | При реализации учебной программы особое внимание необходимо уделить следующим вопросам: история государственной политики в области энергосбережения, виды государственного регулирования деятельности в области энергосбережения, назначение документации, составляемой при энергетическом обследовании, разновидности энергетического обследования, методика ведения энергетического обследования. | ||
+ | |||
В процессе практических работ следует обратить внимание на типовые формы документации, заполняемой при проведении энергетического обследования, методики оценки различных параметров энергетической эффективности, методы обработки и анализа результатов измерений. | В процессе практических работ следует обратить внимание на типовые формы документации, заполняемой при проведении энергетического обследования, методики оценки различных параметров энергетической эффективности, методы обработки и анализа результатов измерений. | ||
+ | |||
Самостоятельная подготовка включает в себя ознакомление с текстом федерального закона № 261«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», нормативной и методической документацией об организации энергоаудита. | Самостоятельная подготовка включает в себя ознакомление с текстом федерального закона № 261«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», нормативной и методической документацией об организации энергоаудита. | ||
− | 3. Контрольные задания | + | |
+ | |||
+ | '''3. Контрольные задания''' | ||
+ | |||
Промежуточная аттестация по каждому разделу проводится в виде компьютерного тестирования по изученному материалу. | Промежуточная аттестация по каждому разделу проводится в виде компьютерного тестирования по изученному материалу. | ||
+ | |||
Итоговая аттестация проводится в виде собеседования по рассмотренным в рамках дисциплины вопросам. Для допуска к итоговой аттестации необходимо выполнить тесты по всем разделам дисциплины, ответив правильно минимум на 50 % тестовых заданий по каждому разделу. | Итоговая аттестация проводится в виде собеседования по рассмотренным в рамках дисциплины вопросам. Для допуска к итоговой аттестации необходимо выполнить тесты по всем разделам дисциплины, ответив правильно минимум на 50 % тестовых заданий по каждому разделу. | ||
− | Далее приведен список вопросов, выносимых на промежуточные и итоговую аттестации. | + | |
+ | |||
+ | '''Далее приведен список вопросов, выносимых на промежуточные и итоговую аттестации.''' | ||
+ | |||
1. Описание федерального закона, регулирующего осуществление мероприятий по энергоаудиту и энергосбережению. | 1. Описание федерального закона, регулирующего осуществление мероприятий по энергоаудиту и энергосбережению. | ||
+ | |||
2. Назначение энергетического паспорта промышленного объекта. | 2. Назначение энергетического паспорта промышленного объекта. | ||
+ | |||
3. Структура энергетического паспорта, порядок составления. | 3. Структура энергетического паспорта, порядок составления. | ||
+ | |||
4. Параметры оценки энергетической эффективности объекта. | 4. Параметры оценки энергетической эффективности объекта. | ||
+ | |||
5. Правила анализа параметров энергетической эффективности. | 5. Правила анализа параметров энергетической эффективности. | ||
+ | |||
6. Виды энергетического обследования. | 6. Виды энергетического обследования. | ||
+ | |||
7. Порядок подготовки и проведения энергетического обследования. | 7. Порядок подготовки и проведения энергетического обследования. | ||
+ | |||
8. Принципы стандартизации энергосбережения. | 8. Принципы стандартизации энергосбережения. | ||
+ | |||
9. Особенности энергетического обследования ТЭС. | 9. Особенности энергетического обследования ТЭС. | ||
+ | |||
10. Особенности энергетического обследования тепловых сетей. | 10. Особенности энергетического обследования тепловых сетей. | ||
+ | |||
11. Особенности энергетического обследования ПЭС. | 11. Особенности энергетического обследования ПЭС. | ||
+ | |||
12. Системный подход в управлении энергосбережением. | 12. Системный подход в управлении энергосбережением. | ||
+ | |||
13. Методика составления программы энергоаудита. | 13. Методика составления программы энергоаудита. | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | 1. Щелоков Я.М. Энергетика как зеркало экономики / Я.М. Щелоков // Энергонадзор и энергобезопасность. 2006. № 1. С. 50—51. | + | '''4. Литература''' |
− | + | ||
+ | |||
+ | '''Основная''' | ||
+ | |||
+ | *Энергосбережение: Введение в проблему: учебное пособие для уча-щихся общеобразовательных и средних профессиональных учебных учреждений / Н.И. Данилов [и др.]. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2001. 208 с. | ||
+ | *Энергетический анализ. Методика и базовое информационное обеспечение: учебное пособие / В.Г. Лисиенко [и др.]. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001.100 с. | ||
+ | *Бушуев В.В. Энергоэффективность как направление новой энергетической политики России / В.В. Бушуев // Энергосбережение. 1999. № 4. С. 32—35. | ||
+ | *Данилов Н.И. Энциклопедия энергосбережения / Н.И. Данилов, Я.М. Щелоков. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2002. 352 с.; 2004. 368 с. | ||
+ | *Гуртовцев А.П. Комплексная автоматизация учета и контроля электроэнергии и энергоносителей на промышленных предприятиях и их хозяйственных объектах. Гл. 1. Энергоучет: вчера, сегодня, завтра / А.П. Гуртовцев // Промышленная энергетика. 2000. № 4. С. 20—27. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Дополнительная''' | ||
+ | |||
+ | *Щелоков Я.М. Энергетика как зеркало экономики / Я.М. Щелоков // Энергонадзор и энергобезопасность. 2006. № 1. С. 50—51. | ||
+ | *Заддэ В.В. ВИЭ, мини-ТЭЦ и будущее энергетики России / В.В. Заддэ // Энергия: экономика, техника, экология. 2005. № 9. С. 42—49. |
Версия 20:38, 21 декабря 2011
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дисциплины (модуля) «Энергосбережение и энергетическое обследование» дополнительной профессиональной программы повышения квалификации специалистов
Цель обучения: систематизация знаний по проблемам энергосбережения, получение практических навыков ведения энергоаудита промышленного объекта.
Задачи обучения: приобретение знаний, умений и навыков, достаточных для решения задач организации и ведения энергетического обследования на предприятии, анализа результатов этого обследования.
В результате реализации программы обучаемые должны:
иметь представление о:
- законодательной базе, являющейся основой политики энергосбережения;
- энергоэффективных системах и решениях;
- мерах, принятие которых необходимо для сокращения расходов энергоресурсов;
знать:
- правила составления энергетического паспорта, требования, предъявляемые к этому документу;
- методологию организации энергоаудита;
- основные показатели энергетической эффективности;
уметь:
- вести энергоаудит на предприятии и анализировать его результаты;
владеть навыками:
- оценки показателей энергетической эффективности промышленного объекта;
- ведения энергетического обследования и составления по его итогам энергетического паспорта объекта.
Программа реализуется на базе кафедры «Автоматика и телемеханика» Пермского государственного технического университета.
Общая трудоемкость программы – 72 часа, которые включают в себя виды занятий: лекции, практические занятия, самостоятельную подготовку, текущий и итоговый контроль знаний (зачет).
1. Содержание дисциплины
Лекции – 10 часов, практические занятия – 26 часов, самостоятельная подготовка – 34 часа.
Тема 1.1. Введение. Государственное регулирование в энергетике и энергосбережении.
Лекции – 2 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа.
- Актуальность проблемы энергосбережения.
- История государственной политики в данной области.
- Федеральный закон «Об энергосбережении».
Тема 1.2. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов.
Лекции – 4 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа, практические занятия на тему «Составление и ведение энергетического паспорта» – 6 часов.
- Понятие энергетического паспорта.
- Назначение данного документа.
- Структура энергетического паспорта.
- Правила заполнения.
Тема 1.3. Показатели энергетической эффективности. Оценка. Методы подтверждения.
Лекции – 2 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа, практические занятия на тему «Расчёт и оценка показателей энергетической эффективности» – 4 часа.
- Термины и понятия из области энергосбережения.
- Принципы стандартизации энергосбережения.
- Правила оценки показателей энергетической эффективности.
Тема 1.4. Методические рекомендации по организации энергоаудита объекта и разработке мероприятий по энергосбережению.
Лекции – 4 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа, практические занятия на тему «Составление программы энергетического обследования» – 4 часа.
- Задачи энергообследования.
- Параметры, анализируемые при обследовании.
- Определение энергосберегающего потенциала.
- Виды обследований.
Тема 1.5. Типовая программа энергоаудита ТЭС.
Лекции – 2 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа, практические занятия на тему «Энергетическое обследование ТЭС» – 4 часа.
- Основные технико-экономические показатели работы ТЭС.
- Анализ оптимальности тепловой схемы.
- Оптимизация распределения нагрузок между агрегатами.
- Составление топливно-энергетического баланса.
Тема 1.6. Типовая программа энергоаудита тепловых сетей.
Лекции – 2 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа, практические занятия на тему «Энергетическое обследование тепловых сетей» – 4 часа.
- Основные показатели системы транспорта.
- Составление баланса по тепловой энергии, воде.
- Порядок подготовки и проведения обследования.
- Тема 1.7. Типовая программа энергоаудита подразделений электрических сетей.*
Лекции – 2 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа, практические занятия на тему «Расчёт и оценка показателей качества электроэнергии» – 4 часа.
- Показатели качества электроэнергии, их влияние на расход электроэнергии.
- Необходимый объём работ при выполнении основных видов энергетических обследований подстанций.
- Мероприятия по компенсации потерь электроэнергии.
- АСКУЭ.
2. Методические рекомендации по изучению дисциплины
При реализации учебной программы особое внимание необходимо уделить следующим вопросам: история государственной политики в области энергосбережения, виды государственного регулирования деятельности в области энергосбережения, назначение документации, составляемой при энергетическом обследовании, разновидности энергетического обследования, методика ведения энергетического обследования.
В процессе практических работ следует обратить внимание на типовые формы документации, заполняемой при проведении энергетического обследования, методики оценки различных параметров энергетической эффективности, методы обработки и анализа результатов измерений.
Самостоятельная подготовка включает в себя ознакомление с текстом федерального закона № 261«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», нормативной и методической документацией об организации энергоаудита.
3. Контрольные задания
Промежуточная аттестация по каждому разделу проводится в виде компьютерного тестирования по изученному материалу.
Итоговая аттестация проводится в виде собеседования по рассмотренным в рамках дисциплины вопросам. Для допуска к итоговой аттестации необходимо выполнить тесты по всем разделам дисциплины, ответив правильно минимум на 50 % тестовых заданий по каждому разделу.
Далее приведен список вопросов, выносимых на промежуточные и итоговую аттестации.
1. Описание федерального закона, регулирующего осуществление мероприятий по энергоаудиту и энергосбережению.
2. Назначение энергетического паспорта промышленного объекта.
3. Структура энергетического паспорта, порядок составления.
4. Параметры оценки энергетической эффективности объекта.
5. Правила анализа параметров энергетической эффективности.
6. Виды энергетического обследования.
7. Порядок подготовки и проведения энергетического обследования.
8. Принципы стандартизации энергосбережения.
9. Особенности энергетического обследования ТЭС.
10. Особенности энергетического обследования тепловых сетей.
11. Особенности энергетического обследования ПЭС.
12. Системный подход в управлении энергосбережением.
13. Методика составления программы энергоаудита.
4. Литература
Основная
- Энергосбережение: Введение в проблему: учебное пособие для уча-щихся общеобразовательных и средних профессиональных учебных учреждений / Н.И. Данилов [и др.]. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2001. 208 с.
- Энергетический анализ. Методика и базовое информационное обеспечение: учебное пособие / В.Г. Лисиенко [и др.]. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001.100 с.
- Бушуев В.В. Энергоэффективность как направление новой энергетической политики России / В.В. Бушуев // Энергосбережение. 1999. № 4. С. 32—35.
- Данилов Н.И. Энциклопедия энергосбережения / Н.И. Данилов, Я.М. Щелоков. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2002. 352 с.; 2004. 368 с.
- Гуртовцев А.П. Комплексная автоматизация учета и контроля электроэнергии и энергоносителей на промышленных предприятиях и их хозяйственных объектах. Гл. 1. Энергоучет: вчера, сегодня, завтра / А.П. Гуртовцев // Промышленная энергетика. 2000. № 4. С. 20—27.
Дополнительная
- Щелоков Я.М. Энергетика как зеркало экономики / Я.М. Щелоков // Энергонадзор и энергобезопасность. 2006. № 1. С. 50—51.
- Заддэ В.В. ВИЭ, мини-ТЭЦ и будущее энергетики России / В.В. Заддэ // Энергия: экономика, техника, экология. 2005. № 9. С. 42—49.