Персональные инструменты

Категория:ГОС3

Материал из Кафедра Автоматики и телемеханики

Перейти к: навигация, поиск

Одна из основных целей технического вуза – подготовка квалифицированных специалистов в определенной области индустрии, удовлетворяющих запросам и требованиям современной промышленности. Для достижения указанной цели перед кафедрой и ее секторами ставятся сложные задачи – организация двухступенчатого (бакалавриат/магистратура), многокомпонентного учебного процесса, формирующего профессионала, обладающего необходимыми компетенциями (знаниями, умениями, владениями).

Для решения указанной задачи предлагается использовать подход под названием «вектор развития сектора» или просто «вектор развития». Обобщенная структура организации учебного процесса при таком подходе представлена на следующем рисунке:


Обобщенная структура организации учебного процесса при помощи вектора развития


Вектор развития (ВР) должен учитывать современное состояние, тенденции, динамику развития и требования соответствующей отрасли и определять содержание и направление развития учебного процесса сектора и его инфраструктуру.

Критерием эффективности современного учебного процесса является соответствие компетенции выпускников сектора и кафедры квалификационным требованиям к сотрудникам продвинутых, т.е. владеющих современными тех-нологиями и ресурсами, промышленных предприятий.


Ниже излагаются исходные данные, постановка и основные этапы решения приведенной слабо формализуемой задачи, позволяющие достигнуть сформулированную выше цель технического вуза – подготовку специалистов, обладающих компетенциями (знания, умения, владения), предъявляемыми к бакалаврам и магистрам согласно паспорту направления и востребованными рынком специалистов направления 210700.


Исходные данные: двухуровневое образование по схеме «бакалавр – магистр»; модель студента – студент, желающий получить квалификацию, серьезно относящийся к занятиям и самостоятельной работе; модель преподавателя – знание предмета, умение в интересной и доступной форме изложить суть предмета, знающий потребности и перспективы развития рынка инфокоммуникационных технологий (ИКТ); наличие вариативной части учебного плана в объеме не менее 60–70 % от общего объема (в учетных единицах), позволяющей кафедре самостоятельно выбирать учебные дисциплины (все виды занятий) и упорядочивать их расстановку с учетом следующих квалификационных требований (компетенций) бакалавра и магистра:
  • Бакалавр – основной вид деятельности – эксплуатация, сервисное обслуживание и сопровождение инфокоммуникационных систем
  • Магистр – анализ, разработка, проектирование ИКС; исследовательская работа.
Требуется: для полного цикла обучения «бакалавр – магистр», рассматри-ваемого как единый учебный процесс, имеющего основной целью подготовку квалифицированного специалиста, отвечающего современным требованиям, сформулировать перечень профильных дисциплин, их позиционирование (упорядочивание) и взаимоувязанность; учебные планы каждой из дисциплин, включающих: содержательную часть рабочих учебных программ; перечень лабораторных работ, практических занятий и семинаров (могут быть совмещены с практическими занятиями), рекомендуемые темы заданий на самостоятельную работу, подкрепленные методическим обеспечением; рекомендуемая тематика выпускных квалификационных работ (ВКР) для бакалавров и магистерских диссертаций; рекомендуемый перечень мест практик, создать инфраструктуру сектора, позволяющую студентам изучать инфокоммуникационные технологии, разработать по каждому виду занятия достаточно полные тесты, проверяющие знания, умения и владения (компетентность) и адаптивное изучение материала или указание разделов соответствующей литературы при отрицательных результатах тестирования.


Необходимым условием успешного решения поставленной задачи и достижения указанной цели является корректный выбор вектора развития профильного сектора кафедры, в данном случае сектора «Инфокоммуникационных и информационно-управляющих сетей». Мы предлагаем в качестве вектора развития выбрать концепцию построения сетей следующего поколения (NGN). Концепция NGN разработана и описана в рекомендациях ITU-T (МСЭ) и принята в качестве концепции эволюционного развития мультисервисных ИКС Министерством РФ по связи и информатизации. В концепции NGN заложена идея конвергенции (постепенного сближения) существующих и новых сетей и технологий, поддерживаемых единой инфраструктурой для передачи любых видов информации (речи, данных, видео).

Выбор в качестве приоритетного вектора развития концепции NGN позволил решить либо наметить пути решения сформулированных выше задач, а также:

  1. Довести до сведения студентов (бакалавров и магистров) в виде обзоров текущее положение дел на рынке инфокоммуникационных техноло8гий и услуг в регионе, России, мире; ближайшие и отдаленные перспективы развития отрасли, перспективные технологии, увязанные с обобщенной архитектурой NGN.
  2. Обосновать актуальность и необходимость изучаемых учебных дисциплин и рассматриваемых в них информационных технологий и программно-аппаратной реализаций слоев и узлов архитектуры NGN .
  3. Обосновать и предложить в качестве тематики самостоятельной рабо-ты, ВКР бакалавров, магистерских диссертаций изучение и анализ актуальных информационных технологий, не рассматриваемых в учебных дисциплинах.
  4. Обосновать выбор и порядок следования дисциплин (взаимоувязанность), изучаемых в бакалавриате и магистратуре. При этом необходимо счи-тать процесс обучения в бакалавриате и магистратуре единым учебным процессом.
  5. Стимулировать педагогов следить за текущим состоянием и тенденциями развития ИКТ и сервисов; готовить и проводить семинары сектора с уча-стием студентов, сотрудников и представителей операторов и фирм города, а также семинары по повышению квалификации их сотрудников.
  6. Обеспечить востребованность и трудоустройство бакалавров и магистров на рынке ИКТ и сервисов.

В рамках работы над проблемой идет создание специальных страниц кафедрального сайта, на которых представлена информация о потребностях в кадрах (вакансиях) рынка ИКТ и услуг региона, квалификационных требованиях к инженерам, позволяющих студентам и вы-пускникам реально оценить свою компетентность и при необходимости сформулировать пожелания и замечания по качеству знаний, умений и владений, полученных в процессе обучения по соответствующему направлению и профилю. Более подробно ознакомиться с представленной информацией вы можете по ссылкам, указанным ниже:

.