Персональные инструменты

Дополнительное образование:Энергосбережение и энергетическое обследование — различия между версиями

Материал из Кафедра Автоматики и телемеханики

Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «'''УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дисциплины (модуля) «Энергосбережение и энергетическое обследование...»)
 
 
(не показана одна промежуточная версия этого же участника)
Строка 2: Строка 2:
  
  
Цель обучения: систематизация знаний по проблемам энергосбережения, получение практических навыков ведения энергоаудита промышленного объекта.
+
 
Задачи обучения: приобретение знаний, умений и навыков, достаточных для решения задач организации и ведения энергетического обследования на предприятии, анализа результатов этого обследования.
+
'''Цель обучения:''' систематизация знаний по проблемам энергосбережения, получение практических навыков ведения энергоаудита промышленного объекта.
В результате реализации программы обучаемые должны:
+
 
иметь представление о:
+
'''Задачи обучения:''' приобретение знаний, умений и навыков, достаточных для решения задач организации и ведения энергетического обследования на предприятии, анализа результатов этого обследования.
законодательной базе, являющейся основой политики энергосбережения;
+
 
энергоэффективных системах и решениях;
+
 
мерах, принятие которых необходимо для сокращения расходов энергоресурсов;
+
'''В результате реализации программы обучаемые должны:'''
знать:
+
 
правила составления энергетического паспорта, требования, предъявляемые к этому документу;
+
 
методологию организации энергоаудита;
+
'''иметь представление о:'''
основные показатели энергетической эффективности;
+
 
уметь:
+
*законодательной базе, являющейся основой политики энергосбережения;
вести энергоаудит на предприятии и анализировать его результаты;
+
*энергоэффективных системах и решениях;
владеть навыками:
+
*мерах, принятие которых необходимо для сокращения расходов энергоресурсов;
оценки показателей энергетической эффективности промышленного объекта;
+
 
ведения энергетического обследования и составления по его итогам энергетического паспорта объекта.
+
 
 +
'''знать:'''
 +
 
 +
*правила составления энергетического паспорта, требования, предъявляемые к этому документу;
 +
*методологию организации энергоаудита;
 +
*основные показатели энергетической эффективности;
 +
 
 +
 
 +
'''уметь:'''
 +
 
 +
*вести энергоаудит на предприятии и анализировать его результаты;
 +
 
 +
 
 +
'''владеть навыками:'''
 +
 
 +
*оценки показателей энергетической эффективности промышленного объекта;
 +
*ведения энергетического обследования и составления по его итогам энергетического паспорта объекта.
 +
 
  
 
Программа реализуется на базе кафедры «Автоматика и телемеханика» Пермского государственного технического университета.
 
Программа реализуется на базе кафедры «Автоматика и телемеханика» Пермского государственного технического университета.
 +
 
Общая трудоемкость программы – 72 часа, которые включают в себя виды занятий: лекции, практические занятия, самостоятельную подготовку, текущий и итоговый контроль знаний (зачет).
 
Общая трудоемкость программы – 72 часа, которые включают в себя виды занятий: лекции, практические занятия, самостоятельную подготовку, текущий и итоговый контроль знаний (зачет).
  
1. Содержание дисциплины
+
 
 +
'''1. Содержание дисциплины'''
 +
 
 
Лекции – 10 часов, практические занятия – 26 часов, самостоятельная подготовка – 34 часа.
 
Лекции – 10 часов, практические занятия – 26 часов, самостоятельная подготовка – 34 часа.
Тема 1.1. Введение. Государственное регулирование в энергетике и энергосбережении.
+
 
 +
 
 +
'''Тема 1.1. Введение. Государственное регулирование в энергетике и энергосбережении.'''
 +
 
 
Лекции – 2 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа.
 
Лекции – 2 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа.
Актуальность проблемы энергосбережения. История государственной политики в данной области. Федеральный закон «Об энергосбережении»
+
 
Тема 1.2. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов.
+
*Актуальность проблемы энергосбережения.
 +
*История государственной политики в данной области.
 +
*Федеральный закон «Об энергосбережении».
 +
 
 +
 
 +
'''Тема 1.2. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов.'''
 +
 
 
Лекции – 4 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа, практические занятия на тему «Составление и ведение энергетического паспорта» – 6 часов.
 
Лекции – 4 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа, практические занятия на тему «Составление и ведение энергетического паспорта» – 6 часов.
Понятие энергетического паспорта. Назначение данного документа. Структура энергетического паспорта. Правила заполнения.
+
 
Тема 1.3. Показатели энергетической эффективности. Оценка. Методы подтверждения.
+
*Понятие энергетического паспорта.
 +
*Назначение данного документа.
 +
*Структура энергетического паспорта.
 +
*Правила заполнения.
 +
 
 +
 
 +
'''Тема 1.3. Показатели энергетической эффективности. Оценка. Методы подтверждения.'''
 +
 
 
Лекции – 2 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа, практические занятия на тему «Расчёт и оценка показателей энергетической эффективности» – 4 часа.
 
Лекции – 2 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа, практические занятия на тему «Расчёт и оценка показателей энергетической эффективности» – 4 часа.
Термины и понятия из области энергосбережения. Принципы стандартизации энергосбережения. Правила оценки показателей энергетической эффективности.
+
 
Тема 1.4. Методические рекомендации по организации энергоаудита объекта и разработке мероприятий по энергосбережению.
+
*Термины и понятия из области энергосбережения.
 +
*Принципы стандартизации энергосбережения.
 +
*Правила оценки показателей энергетической эффективности.
 +
 
 +
 
 +
'''Тема 1.4. Методические рекомендации по организации энергоаудита объекта и разработке мероприятий по энергосбережению.'''
 +
 
 
Лекции – 4 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа, практические занятия на тему «Составление программы энергетического обследования» – 4 часа.
 
Лекции – 4 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа, практические занятия на тему «Составление программы энергетического обследования» – 4 часа.
Задачи энергообследования. Параметры, анализируемые при обследовании. Определение энергосберегающего потенциала. Виды обследований.
+
 
Тема 1.5. Типовая программа энергоаудита ТЭС.
+
*Задачи энергообследования.
 +
*Параметры, анализируемые при обследовании.
 +
*Определение энергосберегающего потенциала.
 +
*Виды обследований.
 +
 
 +
 
 +
'''Тема 1.5. Типовая программа энергоаудита ТЭС.'''
 +
 
 
Лекции – 2 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа, практические занятия на тему «Энергетическое обследование ТЭС» – 4 часа.
 
Лекции – 2 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа, практические занятия на тему «Энергетическое обследование ТЭС» – 4 часа.
Основные технико-экономические показатели работы ТЭС. Анализ оптимальности тепловой схемы. Оптимизация распределения нагрузок между агрегатами. Составление топливно-энергетического баланса.
+
 
Тема 1.6. Типовая программа энергоаудита тепловых сетей.
+
*Основные технико-экономические показатели работы ТЭС.
 +
*Анализ оптимальности тепловой схемы.
 +
*Оптимизация распределения нагрузок между агрегатами.
 +
*Составление топливно-энергетического баланса.
 +
 
 +
 
 +
'''Тема 1.6. Типовая программа энергоаудита тепловых сетей.'''
 +
 
 
Лекции – 2 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа, практические занятия на тему «Энергетическое обследование тепловых сетей» – 4 часа.
 
Лекции – 2 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа, практические занятия на тему «Энергетическое обследование тепловых сетей» – 4 часа.
Основные показатели системы транспорта. Составление баланса по теп-ловой энергии, воде. Порядок подготовки и проведения обследования.
+
 
Тема 1.7. Типовая программа энергоаудита подразделений электрических сетей.
+
*Основные показатели системы транспорта.
 +
*Составление баланса по тепловой энергии, воде.
 +
*Порядок подготовки и проведения обследования.
 +
 
 +
 
 +
'''Тема 1.7. Типовая программа энергоаудита подразделений электрических сетей.'''
 +
 
 
Лекции – 2 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа, практические занятия на тему «Расчёт и оценка показателей качества электроэнергии» – 4 часа.
 
Лекции – 2 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа, практические занятия на тему «Расчёт и оценка показателей качества электроэнергии» – 4 часа.
Показатели качества электроэнергии, их влияние на расход электроэнергии. Необходимый объём работ при выполнении основных видов энергетических обследований подстанций. Мероприятия по компенсации потерь электроэнергии. АСКУЭ.
 
  
2. Методические рекомендации по изучению дисциплины
+
*Показатели качества электроэнергии, их влияние на расход электроэнергии.
 +
*Необходимый объём работ при выполнении основных видов энергетических обследований подстанций.
 +
*Мероприятия по компенсации потерь электроэнергии.
 +
*АСКУЭ.
 +
 
 +
 
 +
 
 +
'''2. Методические рекомендации по изучению дисциплины'''
 +
 
 +
 
 
При реализации учебной программы особое внимание необходимо уделить следующим вопросам: история государственной политики в области энергосбережения, виды государственного регулирования деятельности в области энергосбережения, назначение документации, составляемой при энергетическом обследовании, разновидности энергетического обследования, методика ведения энергетического обследования.
 
При реализации учебной программы особое внимание необходимо уделить следующим вопросам: история государственной политики в области энергосбережения, виды государственного регулирования деятельности в области энергосбережения, назначение документации, составляемой при энергетическом обследовании, разновидности энергетического обследования, методика ведения энергетического обследования.
 +
 
В процессе практических работ следует обратить внимание на типовые формы документации, заполняемой при проведении энергетического обследования, методики оценки различных параметров энергетической эффективности, методы обработки и анализа результатов измерений.
 
В процессе практических работ следует обратить внимание на типовые формы документации, заполняемой при проведении энергетического обследования, методики оценки различных параметров энергетической эффективности, методы обработки и анализа результатов измерений.
 +
 
Самостоятельная подготовка включает в себя ознакомление с текстом федерального закона № 261«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», нормативной и методической документацией об организации энергоаудита.  
 
Самостоятельная подготовка включает в себя ознакомление с текстом федерального закона № 261«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», нормативной и методической документацией об организации энергоаудита.  
  
3. Контрольные задания
+
 
 +
 
 +
'''3. Контрольные задания'''
 +
 
 +
 
 
Промежуточная аттестация по каждому разделу проводится в виде компьютерного тестирования по изученному материалу.  
 
Промежуточная аттестация по каждому разделу проводится в виде компьютерного тестирования по изученному материалу.  
 +
 
Итоговая аттестация проводится в виде собеседования по рассмотренным в рамках дисциплины вопросам. Для допуска к итоговой аттестации необходимо выполнить тесты по всем разделам дисциплины, ответив правильно минимум на 50 % тестовых заданий по каждому разделу.
 
Итоговая аттестация проводится в виде собеседования по рассмотренным в рамках дисциплины вопросам. Для допуска к итоговой аттестации необходимо выполнить тесты по всем разделам дисциплины, ответив правильно минимум на 50 % тестовых заданий по каждому разделу.
Далее приведен список вопросов, выносимых на промежуточные и итоговую аттестации.
+
 
 +
 
 +
'''Далее приведен список вопросов, выносимых на промежуточные и итоговую аттестации.'''
 +
 
 
1. Описание федерального закона, регулирующего осуществление мероприятий по энергоаудиту и энергосбережению.
 
1. Описание федерального закона, регулирующего осуществление мероприятий по энергоаудиту и энергосбережению.
 +
 
2. Назначение энергетического паспорта промышленного объекта.
 
2. Назначение энергетического паспорта промышленного объекта.
 +
 
3. Структура энергетического паспорта, порядок составления.
 
3. Структура энергетического паспорта, порядок составления.
 +
 
4. Параметры оценки энергетической эффективности объекта.
 
4. Параметры оценки энергетической эффективности объекта.
 +
 
5. Правила анализа параметров энергетической эффективности.
 
5. Правила анализа параметров энергетической эффективности.
 +
 
6. Виды энергетического обследования.
 
6. Виды энергетического обследования.
 +
 
7. Порядок подготовки и проведения энергетического обследования.
 
7. Порядок подготовки и проведения энергетического обследования.
 +
 
8. Принципы стандартизации энергосбережения.
 
8. Принципы стандартизации энергосбережения.
 +
 
9. Особенности энергетического обследования ТЭС.
 
9. Особенности энергетического обследования ТЭС.
 +
 
10. Особенности энергетического обследования тепловых сетей.
 
10. Особенности энергетического обследования тепловых сетей.
 +
 
11. Особенности энергетического обследования ПЭС.
 
11. Особенности энергетического обследования ПЭС.
 +
 
12. Системный подход в управлении энергосбережением.
 
12. Системный подход в управлении энергосбережением.
 +
 
13. Методика составления программы энергоаудита.
 
13. Методика составления программы энергоаудита.
  
4. Литература
 
Основная
 
1. Энергосбережение: Введение в проблему: учебное пособие для уча-щихся общеобразовательных и средних профессиональных учебных учреждений / Н.И. Данилов [и др.]. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2001. 208 с.
 
2. Энергетический анализ. Методика и базовое информационное обеспечение: учебное пособие / В.Г. Лисиенко [и др.]. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001.100 с.
 
3. Бушуев В.В. Энергоэффективность как направление новой энергетической политики России / В.В. Бушуев // Энергосбережение. 1999. № 4. С. 32—35.
 
4. Данилов Н.И. Энциклопедия энергосбережения / Н.И. Данилов, Я.М. Щелоков. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2002. 352 с.; 2004. 368 с.
 
5. Гуртовцев А.П. Комплексная автоматизация учета и контроля электроэнергии и энергоносителей на промышленных предприятиях и их хозяйственных объектах. Гл. 1. Энергоучет: вчера, сегодня, завтра / А.П. Гуртовцев // Промышленная энергетика. 2000. № 4. С. 20—27.
 
  
Дополнительная
 
  
1. Щелоков Я.М. Энергетика как зеркало экономики / Я.М. Щелоков // Энергонадзор и энергобезопасность. 2006. № 1. С. 50—51.
+
'''4. Литература'''
2. Заддэ В.В. ВИЭ, мини-ТЭЦ и будущее энергетики России / В.В. Заддэ // Энергия: экономика, техника, экология. 2005. № 9. С. 42—49.
+
 
 +
 
 +
'''Основная'''
 +
 
 +
*Энергосбережение: Введение в проблему: учебное пособие для уча-щихся общеобразовательных и средних профессиональных учебных учреждений / Н.И. Данилов [и др.]. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2001. 208 с.
 +
*Энергетический анализ. Методика и базовое информационное обеспечение: учебное пособие / В.Г. Лисиенко [и др.]. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001.100 с.
 +
*Бушуев В.В. Энергоэффективность как направление новой энергетической политики России / В.В. Бушуев // Энергосбережение. 1999. № 4. С. 32—35.
 +
*Данилов Н.И. Энциклопедия энергосбережения / Н.И. Данилов, Я.М. Щелоков. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2002. 352 с.; 2004. 368 с.
 +
*Гуртовцев А.П. Комплексная автоматизация учета и контроля электроэнергии и энергоносителей на промышленных предприятиях и их хозяйственных объектах. Гл. 1. Энергоучет: вчера, сегодня, завтра / А.П. Гуртовцев // Промышленная энергетика. 2000. № 4. С. 20—27.
 +
 
 +
 
 +
'''Дополнительная'''
 +
 
 +
*Щелоков Я.М. Энергетика как зеркало экономики / Я.М. Щелоков // Энергонадзор и энергобезопасность. 2006. № 1. С. 50—51.
 +
*Заддэ В.В. ВИЭ, мини-ТЭЦ и будущее энергетики России / В.В. Заддэ // Энергия: экономика, техника, экология. 2005. № 9. С. 42—49.

Текущая версия на 20:40, 21 декабря 2011

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дисциплины (модуля) «Энергосбережение и энергетическое обследование» дополнительной профессиональной программы повышения квалификации специалистов


Цель обучения: систематизация знаний по проблемам энергосбережения, получение практических навыков ведения энергоаудита промышленного объекта.

Задачи обучения: приобретение знаний, умений и навыков, достаточных для решения задач организации и ведения энергетического обследования на предприятии, анализа результатов этого обследования.


В результате реализации программы обучаемые должны:


иметь представление о:

  • законодательной базе, являющейся основой политики энергосбережения;
  • энергоэффективных системах и решениях;
  • мерах, принятие которых необходимо для сокращения расходов энергоресурсов;


знать:

  • правила составления энергетического паспорта, требования, предъявляемые к этому документу;
  • методологию организации энергоаудита;
  • основные показатели энергетической эффективности;


уметь:

  • вести энергоаудит на предприятии и анализировать его результаты;


владеть навыками:

  • оценки показателей энергетической эффективности промышленного объекта;
  • ведения энергетического обследования и составления по его итогам энергетического паспорта объекта.


Программа реализуется на базе кафедры «Автоматика и телемеханика» Пермского государственного технического университета.

Общая трудоемкость программы – 72 часа, которые включают в себя виды занятий: лекции, практические занятия, самостоятельную подготовку, текущий и итоговый контроль знаний (зачет).


1. Содержание дисциплины

Лекции – 10 часов, практические занятия – 26 часов, самостоятельная подготовка – 34 часа.


Тема 1.1. Введение. Государственное регулирование в энергетике и энергосбережении.

Лекции – 2 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа.

  • Актуальность проблемы энергосбережения.
  • История государственной политики в данной области.
  • Федеральный закон «Об энергосбережении».


Тема 1.2. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов.

Лекции – 4 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа, практические занятия на тему «Составление и ведение энергетического паспорта» – 6 часов.

  • Понятие энергетического паспорта.
  • Назначение данного документа.
  • Структура энергетического паспорта.
  • Правила заполнения.


Тема 1.3. Показатели энергетической эффективности. Оценка. Методы подтверждения.

Лекции – 2 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа, практические занятия на тему «Расчёт и оценка показателей энергетической эффективности» – 4 часа.

  • Термины и понятия из области энергосбережения.
  • Принципы стандартизации энергосбережения.
  • Правила оценки показателей энергетической эффективности.


Тема 1.4. Методические рекомендации по организации энергоаудита объекта и разработке мероприятий по энергосбережению.

Лекции – 4 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа, практические занятия на тему «Составление программы энергетического обследования» – 4 часа.

  • Задачи энергообследования.
  • Параметры, анализируемые при обследовании.
  • Определение энергосберегающего потенциала.
  • Виды обследований.


Тема 1.5. Типовая программа энергоаудита ТЭС.

Лекции – 2 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа, практические занятия на тему «Энергетическое обследование ТЭС» – 4 часа.

  • Основные технико-экономические показатели работы ТЭС.
  • Анализ оптимальности тепловой схемы.
  • Оптимизация распределения нагрузок между агрегатами.
  • Составление топливно-энергетического баланса.


Тема 1.6. Типовая программа энергоаудита тепловых сетей.

Лекции – 2 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа, практические занятия на тему «Энергетическое обследование тепловых сетей» – 4 часа.

  • Основные показатели системы транспорта.
  • Составление баланса по тепловой энергии, воде.
  • Порядок подготовки и проведения обследования.


Тема 1.7. Типовая программа энергоаудита подразделений электрических сетей.

Лекции – 2 часа, самостоятельная подготовка – 4 часа, практические занятия на тему «Расчёт и оценка показателей качества электроэнергии» – 4 часа.

  • Показатели качества электроэнергии, их влияние на расход электроэнергии.
  • Необходимый объём работ при выполнении основных видов энергетических обследований подстанций.
  • Мероприятия по компенсации потерь электроэнергии.
  • АСКУЭ.


2. Методические рекомендации по изучению дисциплины


При реализации учебной программы особое внимание необходимо уделить следующим вопросам: история государственной политики в области энергосбережения, виды государственного регулирования деятельности в области энергосбережения, назначение документации, составляемой при энергетическом обследовании, разновидности энергетического обследования, методика ведения энергетического обследования.

В процессе практических работ следует обратить внимание на типовые формы документации, заполняемой при проведении энергетического обследования, методики оценки различных параметров энергетической эффективности, методы обработки и анализа результатов измерений.

Самостоятельная подготовка включает в себя ознакомление с текстом федерального закона № 261«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», нормативной и методической документацией об организации энергоаудита.


3. Контрольные задания


Промежуточная аттестация по каждому разделу проводится в виде компьютерного тестирования по изученному материалу.

Итоговая аттестация проводится в виде собеседования по рассмотренным в рамках дисциплины вопросам. Для допуска к итоговой аттестации необходимо выполнить тесты по всем разделам дисциплины, ответив правильно минимум на 50 % тестовых заданий по каждому разделу.


Далее приведен список вопросов, выносимых на промежуточные и итоговую аттестации.

1. Описание федерального закона, регулирующего осуществление мероприятий по энергоаудиту и энергосбережению.

2. Назначение энергетического паспорта промышленного объекта.

3. Структура энергетического паспорта, порядок составления.

4. Параметры оценки энергетической эффективности объекта.

5. Правила анализа параметров энергетической эффективности.

6. Виды энергетического обследования.

7. Порядок подготовки и проведения энергетического обследования.

8. Принципы стандартизации энергосбережения.

9. Особенности энергетического обследования ТЭС.

10. Особенности энергетического обследования тепловых сетей.

11. Особенности энергетического обследования ПЭС.

12. Системный подход в управлении энергосбережением.

13. Методика составления программы энергоаудита.


4. Литература


Основная

  • Энергосбережение: Введение в проблему: учебное пособие для уча-щихся общеобразовательных и средних профессиональных учебных учреждений / Н.И. Данилов [и др.]. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2001. 208 с.
  • Энергетический анализ. Методика и базовое информационное обеспечение: учебное пособие / В.Г. Лисиенко [и др.]. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001.100 с.
  • Бушуев В.В. Энергоэффективность как направление новой энергетической политики России / В.В. Бушуев // Энергосбережение. 1999. № 4. С. 32—35.
  • Данилов Н.И. Энциклопедия энергосбережения / Н.И. Данилов, Я.М. Щелоков. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2002. 352 с.; 2004. 368 с.
  • Гуртовцев А.П. Комплексная автоматизация учета и контроля электроэнергии и энергоносителей на промышленных предприятиях и их хозяйственных объектах. Гл. 1. Энергоучет: вчера, сегодня, завтра / А.П. Гуртовцев // Промышленная энергетика. 2000. № 4. С. 20—27.


Дополнительная

  • Щелоков Я.М. Энергетика как зеркало экономики / Я.М. Щелоков // Энергонадзор и энергобезопасность. 2006. № 1. С. 50—51.
  • Заддэ В.В. ВИЭ, мини-ТЭЦ и будущее энергетики России / В.В. Заддэ // Энергия: экономика, техника, экология. 2005. № 9. С. 42—49.
.